Предпринимательский университет

 

Подходит к концу первая пятилетка государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) РК, рассчитанная на 2010-2014 годы. Дискуссии о том, что сделано или не сделано в рамках данной программы, не раз возникали и в правительстве, и на страницах СМИ, и на кухнях наших граждан. Но совсем скоро начнется уже вторая пятилетка ГПФИИР, и сегодня перед нами встает еще более насущный вопрос: какие меры необходимо предпринять, чтобы она оказалась более продуктивной, чем первая?
Как показывает опыт передовых стран мира, одним из непременных условий успешного внедрения инноваций является повышение роли университетов. Нашумевшая концепция "тройной спирали" известного ученого Генри Ицковица ставит именно вузы на первое место в деле формирования и внедрения новых идей и технологий. Причем локомотивом развития экономики Ицковиц в своей книге "Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии" называет "предпринимательский университет" - это, по его мнению, ключ к подъему промышленности, созданию новых производств и рабочих мест, экономической стабильности.

Инновации в действии" называет "предпринимательский университет" - это, по его мнению, ключ к подъему промышленности, созданию новых производств и рабочих мест, экономической стабильности. Что же входит в понятие "предпринимательский университет"? Каким он должен быть? Могут ли такие вузы появиться в ближайшее время и у нас? На эти вопросы в интервью Сentral Asia Monitor отвечает президент Almaty Management University (ALMA University), ранее известного как МАБ, доктор бизнес-администрирования Асылбек КОЖАХМЕТОВ. 

 

- Асылбек Базарбаевич, недавно возглавляемая вами Международная академия бизнеса получила статус университета и сменила имя. Насколько мы знаем, вы взяли курс на создание именно ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПУ). Объясните, что вы вкладываете в это понятие? И как это связано с концепцией "тройной спирали"?


- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно объяснить значение термина "тройная спираль" (ТС). Смысл его заключается в том, что три составляющие нашей экономики - вузы, бизнес и государство - работают в единой связке и обеспечивают внедрение инноваций и экономический рост. Так, для развития промышленности за рубежом активно используется научно-исследовательский потенциал вузов. Студенты, преподаватели и сотрудники ПУ сами являются предпринимателями, участвуя в формировании новых производств, компаний. Выпускники, ушедшие в реальный бизнес, не рвут связей с альма-матер, а, напротив, развивают и укрепляют их. В результате вузы получают возможность аккумулировать средства, направляя их, прежде всего, на научную деятельность. Коммерциализация и прикладной характер исследований и позволяют предпринимательским университетам стать главным звеном этой самой "тройной спирали". Модель ТС определяет взаимоотношения игроков инновационной системы: государства, бизнеса и университета.  В мире нет ни одного примера успешного инновационного развития, где система развивалась бы вне принципов данной теории, и при этом, как бы удивительно для нас это ни звучало, университет играет основную роль.

 

- То есть смысл теории заключается в том, что университет не только готовит кадры для инновационной экономики, но и сам принимает участие в различных этапах создания инноваций?

- Абсолютно верно. ALMA University сегодня ставит своей целью создать у себя именно ПУ, который станет естественным "инкубатором" для открытия собственного бизнеса студентами, сотрудниками и преподавателями вуза. Важно отметить, что ПУ может решать не только технические и коммерческие, но и социальные проблемы. Например, в Бразилии университетские бизнес-инкубаторы, помимо создания высокотехнологичных фирм, совместно с представителями социального сектора разработали программы, направленные на снижение безработицы. То есть там готовят предпринимателей, которые сами создают рабочие места.

Другая страна, Чили, взяла направление на развитие инноваций, венчурного капитала и старт-апов. В 2010 году ее правительство запустило программу поддержки международных предпринимателей, которая предусматривает рассмотрение и отбор наиболее интересных старт-ап-проектов по всему миру. Авторам лучших идей предоставляются по 40 тысяч долларов и годовая виза для проживания в Чили. Потому что единственное условие, которое им ставят, - реализовать свой старт-ап они должны в Чили. Государство как одна из составляющих "тройной спирали" должно идеологически и финансово поддерживать развитие инноваций и предпринимательства.

 

- Каковы шансы на то, что подобная модель может быть внедрена в Казахстане?

 

- Казахстан имеет все возможности для того, чтобы стать хабом (центром) предпринимательской и инновационной деятельности в Центральной Азии. Если мы относимся к этой задаче серьезно, то должны в это инвестировать деньги и привлекать не только местных, но и международных предпринимателей. 

 

- А в чем вообще отличие предпринимательского университета, например, от того же исследовательского?

 

- В НИИ исследования отделены и от образования, и от бизнеса. В ПУ же все идет параллельно - один и тот же преподаватель ведет исследования, преподает и работает с бизнесом. Таким образом, вузы получают новую функцию - предпринимательскую - и становятся пред­принимательскими университетами. Сегодня нужно более широко трактовать понятие "предпринимательство". Более того, знания о нем должны получать разные категории граждан. Скажем, в Технологическом университете Малайзии (МАРА) предметы по предпринимательству проходят студенты всех специальностей, начиная от агрономов, фармацевтов, врачей, и заканчивая специалистами в области искусств. И в этом году, изучив опыт успешных зарубежных университетов, ALMA University ввел предмет "Предпринимательство" для студентов всех специальностей, независимо от факультета. Основная причина, по которой университет является центром инновационного развития, заключается в том, что именно в вузах сконцентрированы молодые свежие умы, являющиеся драйвером развития экономики и инноваций. Мы должны использовать этот потенциал на сто процентов.
 

- Вернемся к модели "тройной спирали". Мы знаем, что скоро автор этой концепции Генри Ицкович посетит Казахстан… 

 

- Да, это так. 14 ноября в Астане пройдет VI Экономический форум национального бизнеса "Эксперт-200", в организации которого активное участие принимает и ALMA University. В частности, мы пригласили на эту конференцию профессора Стэнфордского университета Генри Ицковица, который представит свою модель инновационного развития "Тройная спираль".

Форум соберет более трехсот представителей крупного бизнеса. Он проводится в Казахстане ежегодно, и на нем обсуждаются такие актуальные проблемы современного отечественного бизнеса, как, например, кадровая политика для инновационной экономики. В этом году организатор мероприятия - рейтинговое агентство "Эксперт" - предложил нам принять участие и полностью взять на себя организацию второй части конференции, которая включает в себя панельные сессии, посвященные развитию инноваций в Казахстане, а также роли университетов в этом процессе.

Помимо Ицковица, мы пригласили еще двух гуру западного мира в области предпринимательской деятельности и старт-апов. Один из них - Дэвид Кирби, который является пионером предпринимательского образования в Великобритании, второй - Орен Симониан, президент предпринимательского центра в Тель-Авивском университете. Мы приглашаем этих специалистов выступить на конференции и поделиться своим опытом, так как уверены, что стимулирование предпринимательского образования и создание модели ПУ в Казахстане окажут положительный эффект.

 

- Вы считаете, что казахстанские вузы сегодня готовы стать одной из составляющих "тройной спирали" и влиять на процесс внедрения инноваций? С другой стороны, готовы ли органы власти привлекать университеты к развитию экономики?

 

- В Казахстане принята модель, при которой инновационную экономику создают правительство и бизнес. Но на классических примерах из истории успешных в этом плане стран видно, что ее должны делать вместе государство, бизнес и вузы. Если же взаимодействия с университетами в этой цепочке нет, то устойчивой инновационной экономики не получится. В адрес программы ФИИР сегодня звучит много критики по поводу сомнительной результативности. Но ведь никто не проводил анализ программы - ни до, ни после. А ведь в плохой ее реализации скрываются крупные структурные проблемы. Никто не обратился к ученым, школам бизнеса, западным специалистам.

 

- На ваш взгляд, что это за проблемы?

 

- Мы покупаем технологию, а не знания. Но через два года эта технология устаревает, и мы покупаем новую - еще дороже. И здесь очень важна роль инновационного менеджмента. Приведу один пример. Изначально в рамках деятельности Фонда развития предпринимательства "Даму" была создана программа "Бизнес-советник", в которой МАБ принимал участие и по которой инженеры отправлялись на обучение за рубеж. Эти специалисты, пройдя обучение, возвращались с новым видением, с развитой системой ценностей. Однако здесь они сталкивались с непониманием со стороны руководства, с его нежеланием что-либо менять и в результате просто увольнялись. Поэтому начинать обучение нужно с руководства. Нам необходимы менеджеры, которые понимают: чтобы внедрять инновации, нужно менять структуру управления, находить общий язык с инженерами, развивать креативность. Инновационная экономика - не та, где используются новые технологии. Это экономика, при которой инновационные технологии создаются на предприятии, теми, кто работает здесь постоянно.

 

- Сравнимы ли средства, вкладываемые в развитие наших вузов, с суммами, которыми оперируют зарубежные университеты?

 

- Нужно понимать, что средства, получаемые западными университетами, не только больше в абсолютном выражении - они еще и поступают из гораздо большего числа источников. Например, у нас частный вуз существует лишь на деньги, поступающие от студентов в качестве платы за обучение. На западе же университеты получают еще и гранты на исследования, имеют доходы от собственной предпринимательской деятельности и управляют фондами, сформированными спонсорами-выпускниками вуза.

Понятно, что, имея четыре источника финансирования, вы можете позволить себе работать над качеством обучения, над развитием программ образования, над повышением квалификации преподавателей, качества исследований.

Или такой пример. Во Франции существует ученический налог: 7% от фонда заработной платы каждое предприятие обязано тратить на подготовку и повышение квалификации кадров. Если этого не происходит, то средства со счета изымаются. Сейчас у нас предусмотрен подобный налог в размере 1% для недропользователей. Это хорошая часть рынка, но она небольшая. С другой стороны, добывающие компании предпочитают отправлять своих сотрудников в Европу, где можно потратить на обучение $15 тысяч за один месяц, хотя эти же деньги можно было более эффективно использовать в Казахстане. Что я имею в виду? Нужно понимать, что развитие потенциала вузов - это не только проблема университетов или государства. Это и задача бизнеса, который тоже должен быть заинтересован в хороших кадрах. Но он смотрит на эту проблему как потребитель и живет только сегодняшним днем. Никто не хочет "вложиться" в университет, чтобы получить отдачу через пять лет. Этому мешает идеология временщиков, от которой необходимо избавляться.

 

- Вы сказали, что на Западе средства на развитие науки аккумулируются в университетах - выделяют их компании из реального сектора экономики. Они делают это добровольно, или их участие в финансировании вузов прописано в законодательстве? В чем тут интерес?

 

- На Западе до 30% от общего объема финансирования образования выделяет бизнес. Что касается того, добровольно ли компании дают деньги, то в разных странах по-разному. В той же Франции если фирма не направляет часть своего дохода на развитие и образование своих сотрудников, то она изымается в пользу государства. У нас компании привыкли жаловаться на то, что вузы дают "на выходе" плохих специалистов. Если ваша фирма - молодая, то, наверное, у вас есть на это право. Но если вы жалуетесь уже больше пяти лет, то у меня появляется вопрос: а что лично вы сделали, чтобы изменить ситуацию? У вас есть проблемы, вам нужны специалисты - приходите в университеты и предлагайте работать вместе, помогайте в плане преподавания, в плане оснащения лабораторий и т.д. Однако этого нет.

 

- Ну и немного о ваших целях и планах по дальнейшему развитию Almaty Management University.

 

- О планах. Мы будем расти через школы: развивать уже созданные, открывать новые. У нас есть Школа государственной и общественной политики, Школа права, Школа бизнеса. В следующем году мы откроем Школу социально-экономических наук. В ближайшие годы будут открыты Школа арт-менеджмента, Школа компьютерных наук и продвинутого инжиниринга. Одна из главных целей - преобразоваться структурно в предпринимательский университет. Это когда каждый преподаватель - предприниматель, каждый сотрудник - предприниматель, каждый студент - предприниматель. И это задача совсем не простая.

 

Источник: http://camonitor.com/14039-predprinimatelskiy-universitet.html

© www.Camonitor.com