Бизнес-кейсы

 

Несмотря на активное развитие и распространение социального предпринимательства во всем мире, истинный масштаб деятельности подсчитать практически невозможно, не только из-за многообразия организационных форм и видов деятельности, относящихся к социальному предпринимательству, но и из-за различий в понимании этого явления в разных странах.....
Подробнее

В современной экономической системе принято выделять три сектора экономики: государственный сектор (public sector), частный или коммерческий сектор (private, commercial sector) и некоммерческий или третий сектор (non-profit, civil society sector):

  • С государством социальное предпринимательство связывает тот факт, что   социальные   предприниматели   предоставляют  блага и вовлечены в решение социальных вопросов, которые традиционно закреплены за государством, например, забота о пожилых, трудоустройство инвалидов, социализация мигрантов и т.п.
  • С частным сектором социальное предпринимательство объединяет использование бизнес-инструментов в своей деятельности.
  • От некоммерческого сектора социальное предпринимательство заимствует миссию в создании социальной ценности, а также подход к взаимодействию с основными стейкхолдерами, который основан на принципах вовлеченности и доверия.

Вызванное провалами рынка и провалами государства, социальное предпринимательство способно находить инновационные пути создания социальной ценности и вводить рыночные отношения в области, где их раньше фактически не было. 

Поскольку в мировой практике не существует общепринятого определения термина «социальное предпринимательство», то в процессе подбора кейсов мы придерживались   следующего определения: 

  • Социальное предпринимательство - это способ осуществления социальной деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением   экономической эффективности и предпринимательским новаторством.

Исходя из данного определения,   нами  выделены  следующие основополагающие черты социального предпринимательства:

  • Первенство социальной миссии над коммерцией:   социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в т.ч. для инвалидов), в обучении (в т.ч. взрослых) и т.д.
  • Устойчивый коммерческий эффект (самоокупаемость и конкурентоспособность): достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований.
  • Новаторство в комбинации с социальными и экономическими ресурсами: предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в том числе не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы.
  • Личности: социальный бизнес — это прежде всего креативная идея, обеспечивающая   наибольший успех. Такие идеи создаются личностями, а не корпорациями. Обычный человек и его маленькая идея могут изменить мир.

Однако необходимо отделять социальное предпринимательство от бизнеса в социальной сфере. Так, например, создание и открытие частной школы, рассчитанной на обеспеченного потребителя, не может считаться социальным предпринимательством, хотя сфера образования имеет высокие положительные эффекты, в связи с тем, что, во-первых, в этой области существует достаточный объем предложений, как со стороны государства, так и частного сектора, во-вторых, основная цель такой организации состоит в получении прибыли. 
А инновационное создание школы для слабовидящих детей или в районах, где нет доступного образования, относится к социальному предпринимательству по причине существующего провала государства и рынка в предоставлении образовательных услуг в этой области. 

Таким образом, миссия организаций, занимающихся социальным предпринимательством, связана с решением конкретной социальной проблемы, а финансовая устойчивость является необходимым условием для достижения социального эффекта и долгосрочного существования. 

В настоящее время в Казахстане не существует законодательно утверждённых понятий социального предпринимательства. Тем не менее,  функционирует множество предприятий, призванных решать конкретные социальные задачи. Приведённые ниже примеры предприятий - отнюдь не благотворительность, а рентабельные, успешные социально-коммерческие проекты. Они являются свидетельством того, что социальное предпринимательство - прогрессивное направление, открывающее перед бизнесом новые возможности.

Перейдем к кейсам. С точки зрения   существующих определений и концепции социального предпринимательства, на которой основывались наши исследования, включая анализ казахстанского опыта, указанные кейсы могут быть отнесены к социальному предпринимательству с оговорками в связи с высоким уровнем благотворительных ресурсов, задействованных в организациях. 

Суть расхождений будет более ясна после ознакомления со всеми кейсами и сопоставления различных подходов в литературе по социальному предпринимательству.
Предварительно уместно лишь самое общее объяснение и прежде всего ответ на  вопрос,    с какой целью мы приводим  кейсы, которые иллюстрируют отклонения от существующего подхода к социальному предпринимательству. Здесь важно иметь в виду несколько обстоятельств, и, прежде всего, это критерии, по которым мы выбирали кейсы

  • самоокупаемость либо обоснованная перспектива выхода предприятия на самоокупаемость в смысле преобладающей роли в доходах организации продажи товаров и услуг, а не донорских средств;
  • различие отобранных кейсов между собой по целевым группам, отраслям деятельности, используемым организационным ресурсам и странам, для того чтобы по возможности представить разнообразие и   разноплановость    работы социальных предпринимателей; 
  • наличие влияния предприятия на экономическое развитие Казахстана, поскольку мы придерживается того мнения, что экономические аспекты развития социального предпринимательства должны быть одними из приоритетных.

Следует   отметить, что кейсы представляют разные сферы (психологическая помощь, спорт, просвещение, реабилитация) и разные по остроте и особенностям социальной проблемы. Каждая из выбранных организаций работает в областях, которые по той или иной причине не в достаточной степени охвачены государством и рынком. Выявление социальной проблемы, трансформация ее в рыночную возможность, а также поиск инновационных решений и их реализация через устойчивую бизнес-модель – это путь, который проходит социальный предприниматель в реализации своего проекта.
 

 
 Альжанова Н.Ш., заведующий лабораторией


                                  

 

 

            Детский социальный центр
                  творчества MMDance


                   Айбек Есимов
          Детский центр «Лаборатория                           творчества ЭТО ДВОР»

                        Олеся Нугаева
Общественный фонд 
«
Sport Concept»



Анна Шелепова 

 

 Общественный Фонд "Жеті-Ағаш" 

 Моника Ворбухен
Центр комплексной реабилитации "Кенес"

Майра Сулеева
Общественный фонд "WikiBilim"


Қисыбай Алібек

 

 

ФМС Агро Бизнес Центр Шелек


Бахыткуль Ельчибаева
Фитнес-зал 
"Асар"


Елдос Баялышбаев
Агенство по трудоустройству для людей с ограниченными возможностями "Шарапат"

Раушан Мананбаева

 

 

www.invamade.kz - онлайн-магазин по продаже изделий, сделанных людьми с инвалидностью

Айжан Халилова
Система экстренной помощи «Линия Жизни 24» 


Эрнар Нурбеков