12 апреля в Казахстане празднуют день работников науки. Этот праздник введен указом Президента РК в 2011 году. Дата выбрана в честь дня рождения выдающегося казахского ученного-геолога, первого президента Академии наук Каныша Имантаевича Сатпаева. Он всю жизнь посвятил развитию и организации научной деятельности Казахстана. Алматы Менеджмент Университет отметил праздник, пригласив исследователей, преподавателей и сотрудников университета на конференцию «Университетская наука: есть ли польза от исследований для экономики и общества?».
Конференция была организована в гибридном формате, объединяя онлайн и оффлайн участие. Дискуссия проходила в свободной и динамичной обстановке, где спикеры обсуждали ключевые вопросы, связанные с взаимосвязью образования и науки. Они обменивались опытом, давали рекомендации и высказывали свои точки зрения.
В последнее время в казахстанском обществе все чаще звучат призывы о вкладе науки в рост экономики. Пандемия показала, что в обществе стоит проблема доверия населения к научным достижениям. При природных катаклизмах, такие как землетрясения, паводки, общество прежде всего ждет комментарии со стороны ученых.
С чего начать AlmaU, чтобы исследования были востребованы государством, бизнесом и обществом?
Мнения спикеров по данному вопросу разделились. Обсуждения выявили следующие выводы:
1)Научным работникам университетов пока не хватает производственного потенциала из-за нехватки научных лабораторий, и сама научная сфера в Казахстане пока остается слабой. Важна не только теоретическая подготовка, но и практические навыки.
2)Основная задача университетов в научной сфере – подготовка кадров. Развитие науки в Казахстане еще молодое, поэтому высшим учебным заведениям требуется время и дополнительное финансирование для подготовки кадров. Реальные результаты будут видны лишь через десятилетие.
3)Научная сфера капризна. Много ученых делают значимые открытия, но при управлении и применении сталкиваются с проблемами. Для научных открытий необходимы значительные вложения ресурсов, времени и управленческих усилий.
4)Более глубокие исследования университеты могут проработать лучше, нежели крупные международные компании. Одна из задач научных работников университета повысить доверие бизнеса.
За последние два года произошли значительные изменения в системе высшего образования и науки. Создано отдельное министерство, увеличено количество грантов, повышен статус Академии наук, принимается законопроект о науке и технологической политике. Также открываются филиалы ведущих зарубежных университетов в разных регионах Казахстана, и больше преподавателей вузов отправляются на исследовательские стажировки за рубежом. Это свидетельствует о повышенном внимании к науке и университетам.
Какая роль университетов в выработке решений по развитию отраслей экономики? Как университетам обеспечить использование результатов исследований при выработке управленческих решений?
Отсутствие лабораторий и производственных площадок затрудняет коммуникацию и партнерство с предприятиями. В результате многие перспективные проекты застревают на этапе организации. Однако проблема не заключается только в нехватке инфраструктуры. Важным фактором является также уровень управления проектами. Как отмечают эксперты, в управлении научными и инновационными проектами существуют четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Недостаточное внимание к этим аспектам приводит к срывам и неэффективному использованию ресурсов. Интересно отметить, что Казахстан обладает значительным научным и ресурсным потенциалом, а местные ученые способны конкурировать с западными коллегами. Для решения этих проблем необходимо активно развивать обучающие семинары, презентации проектов и мероприятия по нетворкингу, создавать условия для плодотворного взаимодействия университетов с бизнес-сектором. Также важно уделять должное внимание управлению научными проектами, внедряя современные методы и инструменты управления.
Какие факторы являются сдерживающими для устойчивого развития университетской науки и повышения вовлеченности ППС в исследования и разработки?
В AlmaU преподаватели могут активно заниматься научной деятельностью. Например, должность researcher освобождает практически от преподавания, позволяя фокусироваться на исследованиях и продвижении научных проектов. Важно создавать стимулирующую среду для привлечения молодых людей в науку. Однако, нехватка финансирования играет существенную роль: докторанты часто вынуждены искать дополнительную работу из-за недостаточной стипендии, что мешает им полноценно заниматься научными проектами.
Награждение за вклад в развитие науки AlmaU
- За реализацию международного проекта от японского фонда Eurasia Foundation (from Asia) – Researcher, PhD Школы политики и права Сериккалиева Ажар Ермековна.
- За выигрыш проекта грантового финансирования от Комитета Науки по теме «Исследование и развитие сценарного моделирования для поддержки стратегического планирования и принятия решений на примере создания горнодобывающих кластеров вокруг региональных университетов – Researcher, кандидат наук Школы экономики и финансов Мырзахмет Марат Күмісбекұлы.
- За содержательную организацию Зимней научной школы по экспериментальным методам в общественных науках, профессор, PhD Школы экономики и финансов Белянин Алексей Владимирович.
- За активное участие в подготовке научных мероприятий университета программ-лидер Школы политики и права Саари Даниал Борисович.
- За вклад в организацию крупных конференций (Общественное доверие, Укрепление режима Договора нераспространения ядерного оружия (ДНЯО) и глобальная безопасность: вызовы и перспективы) – ассистант профессор, кандидат наук Школы политики и права Гусейнова Камран Камалович.
- За публикацию в журнале Journal of Psycholinguistic Research авторитетного издательства Springer Nature (Q2 в Web of Science) – Senior language instructor School of Transformative Humanities Байтилеуова Галия Алишовна.