29 октября 2025 года в Almaty Management University (AlmaU) состоялся воркшоп на тему «Количественные и качественные исследования в академическом и исследовательском превосходстве: от данных к управленческим решениям». Организаторами мероприятия выступили AlmaU и Национальная академия наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан.

Целью воркшопа стало обсуждение того, как количественные и качественные методы исследований -опросы, интервью, библиометрия, анализ больших данных и другие подходы – могут быть использованы университетами и научными организациями для повышения результативности и эффективности образовательных и научных процессов.
На одной площадке собрались ведущие эксперты в области высшего образования и науки, представители университетов и научных организаций. Уникальность мероприятия заключалась в сочетании научного и управленческого подходов: обсуждение строилось не только на теоретических моделях, но и на эмпирических данных, собранных в казахстанских вузах.

С приветственным словом к участникам обратилась проректор по науке AlmaU Рената Кудайбергенова, которая отметила значимость темы:
«Впервые в рамках одной площадки рассматриваются вопросы академического и исследовательского превосходства через призму данных, аналитики и доказательных решений, что делает воркшоп местом для обмена опытом между исследователями, управленцами и государственными структурами. За последние годы проводится множество научных проектов, результаты которых и дальнейшее развитие мы будем рассматривать».

Продолжил обсуждение директор аналитического центра научного и научно-технического развития Национальной академии наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан, к.х.н., профессор Булат Кенесов. В своём докладе «Применение качественных и количественных индикаторов в стратегическом менеджменте сферы науки и высшего образования» он представил статистические данные и аналитические выводы:
«По данным Бюро национальной статистики АСПИР РК, в 2024 году 40% казахстанских исследователей выполняли НИОКР в Алматы», – отметил он, подчеркнув активность вузов города.
Профессор Кенесов также озвучил ряд предложений, направленных на развитие научной инфраструктуры и повышение эффективности исследовательской деятельности. Среди них – выделение до 20% средств проектов на развитие научной инфраструктуры, увеличение стоимости грантов на докторантуру и магистратуру в два-три раза, а также учёт количества и уровня научных консультантов при распределении государственного образовательного заказа. Кроме того, он отметил необходимость создания альтернативных форм защиты для докторантов по социальным и гуманитарным наукам, поддержки отечественных научных журналов и издательств и расширения доступа к открытым данным о состоянии казахстанской науки.

Далее выступила главный академический сотрудник Аналитического центра НАН РК, д.э.н., доцент Римма Сагиева с докладом «Подготовка научных кадров: что показал социологический опрос?». Она представила результаты анализа и внесла ряд предложений по повышению эффективности подготовки научных кадров:
«Необходимо выделить исследовательским университетам, которые готовят наибольшее количество обладателей докторской степени, средства на приобретение дорогостоящего оборудования», – отметила она.
Также она предложила включить в критерии исследовательских университетов индикаторы, напрямую связанные с подготовкой научных кадров и упростить процедуру получения лицензий на подготовку докторантов для ведущих научных организаций и обеспечить их государственным образовательным заказом.

Значимый вклад в дискуссию внесла Ақнұр Жидебекқызы – PhD, Research Professor AlmaU, представившая результаты исследования «Академическое превосходство в Казахстане: результаты количественного и качественного анализа мнений заинтересованных сторон вуза».
«Для Казахстана это путь к переходу от декларативных реформ к доказательной политике (evidence-based policy), где университеты становятся активными партнёрами в формировании стратегии развития высшего образования», -подчеркнула она.

Алексей Белянин, PhD, директор Лаборатории поведенческой и экспериментальной экономики, представил доклад «Эффективность университетов программы ЦАП: сравнительные результаты анализа производительности (DEA)». Он напомнил, что программа ЦАП реализуется с 2018 года на базе ведущих региональных государственных университетов страны, включая 15 региональных и 5 педагогических вузов. В своём анализе Белянин отметил, что технологическую границу в публикациях определяют самые академически сильные университеты, а нагрузка на профессорско-преподавательский состав существенно влияет на успех выпускников, хотя различия становятся менее выраженными. По его словам, лидерами остаются университеты с высокой академической репутацией.

В завершение воркшопа состоялась активная дискуссия, в ходе которой участники обсудили представленные доклады, предложенные методы анализа и подходы к интерпретации данных.
Совместное проведение AlmaU и Национальной академией наук Республики Казахстан при Президенте РК данного мероприятия стало важным шагом в развитии доказательной политики в сфере высшего образования. Воркшоп подчеркнул ключевую роль университетов как драйверов научно-образовательных реформ и показал значимость интеграции аналитических данных в процесс принятия управленческих решений.
