Created by potrace 1.15, written by Peter Selinger 2001-2017 A A A

В AlmaU провели дискуссионный диалог, приуроченный к Международному дню женщин в STEM

11.02.2025

11 февраля мир отмечает Международный день женщин в STEM, в рамках которого в AlmaU прошел дискуссионный диалог «Women STEM Talk». Основная цель мероприятия — создание ежегодной интерактивной площадки для конструктивного взаимодействия различных стейкхолдеров с целью формирования благоприятных условий для достижения гендерного равенства в сферах науки, технологий, инженерии и математики (STEM). На площадке университета собрались ученые, студенты и представители общественных организаций, что позволило организовать содержательную дискуссию о проблемах и возможностях женщин в STEM.

С приветственным словом выступила ректор AlmaU Гульнар Куренкеева: «Я давно в науке и очень скучаю по ней, так как административная работа не всегда позволяет погружаться в исследовательскую деятельность так глубоко, как хотелось бы. В науке нет возраста, национальности или гендерных различий — есть только ученые, которые вносят вклад в развитие знаний. Женщины делают науку так же качественно и интересно, как и мужчины. Нам необходимо сохранять и развивать свое присутствие в научной сфере, отстаивая право женщин быть учеными. Несмотря на существующие предубеждения, важно объединяться, поддерживать друг друга и работать на равных условиях. Я уверена, что наступит время, когда гендерные различия перестанут быть критерием оценки ученых».

В ходе дискуссии обсуждались ключевые проблемы гендерного неравенства в STEM, барьеры на пути женщин-ученых, а также механизмы поддержки и поощрения карьерного роста женщин в этих областях. Модератором встречи выступила Анастасия Липовка, PhD, Associate Professor, Researcher AlmaU. По ее словам, Казахстан активно инвестирует в развитие технических дисциплин, важно учитывать гендерные аспекты этих инициатив. Участники предложили ввести гендерный анализ при реализации образовательных и исследовательских программ, чтобы убедиться, что они одинаково полезны и доступны для женщин.

С 2014 года в Казахстане активно внедряются STEM-программы на уровне среднего образования, а с 2021 года в школах стали преподавать робототехнику и программирование. Однако, как отметили участники дискуссии, пока неизвестно, насколько эти инициативы повлияли на выбор девушек в пользу технических специальностей. При этом университеты не получили аналогичной поддержки, поскольку в них обучение уже организовано по отдельным специальностям.

По мнению амбассадора Women Techmakers, заместителя председателя Национальной платежной корпорации Национального банка Республики Казахстан Асель Марченко, важно, чтобы такие образовательные программы проводились не только формально, но и с реальной поддержкой снизу, чтобы минимизировать разрыв между намерениями и результатами. «Это моя субъективная точка зрения, но одна из проблем в том, что государственные программы зачастую разрабатываются людьми, которые далеки от реальной ситуации. В итоге, даже если идея программы хороша, ее реализация часто страдает. Тем не менее, я надеюсь, что внедрение таких программ в школах поможет выстроить системный подход. Благодаря этому сотни девушек смогут изучать STEM-дисциплины, даже если их родители не готовы оплачивать дополнительные занятия по ним», — отметила спикер.

Также, по ее словам, существует потребность в мониторинге эффективности этих инициатив. «Не требуется даже специализированных исследований: достаточно проанализировать, как выпускники таких программ поступают в университеты, какие специальности выбирают, насколько изменяется доля девушек в STEM», — добавила Асель Марченко.

Айжан Сапаргалиева, PhD, ассоциированный профессор и декан Sharmanov School of Health Sciences AlmaU выразила мнение, что в Казахстане гендерное равенство в STEM пока не достигнуто: «В этих профессиях доминируют мужчины. Это связано как с биологическими, так и с когнитивными особенностями, а также с культурными установками, согласно которым девушки воспринимаются как гуманитарии».

С этим согласна руководитель офиса сопровождения исследований Caspian University Назым Болатбекова. По ее словам, стереотипы о том, что STEM — мужская сфера, идут из семьи. Важно осознавать это и работать над изменением системы.

В свою очередь, декан Школы Цифровых Технологий AlmaU Куаныш Абешев поделился своим опытом: «Я учился в физико-математическом классе, и у нас было много девушек. Они были столь же успешны в технических дисциплинах. По моему опыту, все зависит от способностей и методики преподавания. Если правильно преподносить материал, любой человек может освоить математику или программирование».

Асель Арын, проректор по академическому развитию AlmaU, тоже обратила внимание на влияние образовательных методик: «В спорте тренеры учитывают физиологические особенности спортсменов. Вопрос в том, применяют ли преподаватели подобный подход в аудиториях. Есть исследования, показывающие, что жесткие формы контроля приводят к оттоку девушек из STEM. Одним из решений может стать метод карт эмпатий».

Кроме образовательных аспектов, эксперты обсудили ситуацию на рынке труда. По словам ассоциированного профессора Школы Предпринимательства и Инновации AlmaU Татьяны Солдатенко, в Казахстане женщины за аналогичную работу получают меньшую заработную плату по сравнению с мужчинами.

Между тем, профессор практики Школы Политики и Права Даниал Саари отметил, что в интеллектуальном плане он не замечал различий между мужчинами и женщинами. Однако, если рассматривать общество в целом, гендерные диспропорции есть в разных сферах: в образовании доминируют женщины, а в политике — мужчины.

Орынбет Перизат, PhD по экономике, директор отдела науки университета Turan, высказала мнение, что на выбор профессии может влиять генетика: «Мужчины традиционно были сильнее физически, и это передавалось из поколения в поколение. Однако со временем женщины адаптировались и стали успешными в разных сферах. Вопрос не в том, кого больше в STEM, а во влиянии среды, культуры и менталитета». Гульнар Куренкеева поддержала этот взгляд, отметив: «Биологически мужчины и женщины действительно разные. Однако важно сохранять баланс, где каждая сторона дополняет другую».

Во второй части дискуссии были представлены статистические данные за 2024 год. Согласно концепции STEM Pipeline, на бакалавриате женщин было 27,1%, на магистратуре — 39,4%, а на докторантуре — 54,7%. При этом доля женщин-исследователей 49,3%, а в управлении STEM их всего 28,7%. Важным остается вопрос мотивации: многие респонденты отметили в проведенных фокус группах, что выбрали STEM-специальности не по личному желанию, а из-за высокого уровня знаний в математике и желания получить грант.

Итоги дискуссионного диалога «Women STEM talk»

Мероприятие решено сделать ежегодным. В следующем году будут обсуждаться новые темы и аспекты гендерного равенства в STEM. Спикеры проявили активность и предложили разные взгляды, что позволило избежать стереотипного подхода к проблеме. Итоговая дискуссия показала важность комплексного анализа ситуации и необходимости дальнейших исследований в данной области.

Спасибо за Ваше обращение!

Заявка отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Обратный звонок